Северный Кавказ 1994-2000. Трансформация некоторых этно-культурных представлений.

Автор: Китаев-Смык Л. А.

Тезисы научного сообщения на Ученом Совете
Российского института культурологии Министерства Культуры РФ
26 января 2000 года

1. За последнее десятилетие вооруженные конфликты несколько раз возникали на Северном Кавказе. Их интенсивность возрастала вплоть до последней, так называемой Чеченской войны” Эта тенденция может сохраниться о будущем.

2. После 1-й чеченской войны на государственной территории России возникло террористическое, квазисепаратное "государство Ичкерия". Из-за отсутствия у него внутренних ресурсов, необходимых для самообеспечения, Ичкерия была вынуждена жить в значительной мере за счет:

а/ чеченской диаспоры, находящейся в России;
б/ использования рабского труда в Ичкерии;
в/ продажи пленников;
г/ наркобизнеса;
д/ терроризма и мафиозной деятельности.

Возникновение агрессивно-террористического, "сепаратного" квазигосударства - беспрецедентно. Европейская ментальность не может осознать сущности и опасных последствий таких прецедентов. Неадекватное миротворчество может усилить опасность возникновения террористических квазисепаратных "государств".

3. Поначалу 1-я чеченская война 1994-1996 гг. не была межнациональной, межэтнической, хотя воюющими сторонами были с одной стороны чеченские боевики, с другой - российские войска. Однако, к концу войны у чеченского населения сформировался антагонизм к "лицам русской национальности".

За время между 1-й и 2-й чеченскими войнами /с сентября 1996 г. по август 1999 г./, во время бурной религиозно-национальной истерии, развернутой в Чечне ее лидерами-сепаратистами, было сформировано антироссийское настроение почти у всего чеченского населения.

Во 2-й чеченской войне национальный фактор /межнациональный антагонизм/ становится все более значимым.

4. Родовые /тейповые/ приоритеты и законы обычаев /адаты/, весьма значимые у горских, северо-кавказских народов, были поколеблены за время советской власти. После прихода к власти в Чечне Дудаева внутритейповая сплоченность чеченцев укреплялась и использовалась для усиления сепаратистских настроений. В ходе 1-й, а затем 2-й чеченских войн тейпы стали использоваться как структурная основа боевых отрядов, а "полевые командиры" узурпировали власть в реставрируемых тейпах.

Тейповое и военное сплочение способствовало укреплению боеспособности чеченских отрядов, однако при этом нарастала деформация влияний родовых обычаев на образ жизни чеченцев.

"Законы" войны и вынужденного терроризма часто противоречат законам обычаев, оптимизирующих традиционную жизнь в горах, Это создает побуждения к изменению этнической ментальности чеченцев и вовлекает их либо на путь ортодоксального мусульманства, либо на путь европеизации.

5. К чеченцам ислам проник намного позднее, чем к другим народам на территории царской России, принявшим мусульманство. При советской власти влияние ислама на чеченский этнос уменьшалось.

После прихода к власти Дудаева в Чечне стал насаждаться ислам как религия-идеология, усиливающая боевитость населения.

Исламский мир поначалу игнорировал исламские потуги в Чечне. Но после псевдо-победы сепаратистского режима в 1996 г. отношение исламских геополитиков стран Востока к Чечне резко изменилось. В Чечню стал внедряться вахабизм.

Однако, в ходе 2-й чеченской войны вахабизм с его резко возросшей военной агрессивностью стал все более и более противоречить чеченским адатам, сохраняющим большое влияние в Чечне. В настоящее время многие чеченские боевики говорят: "Мы вместе с вахабистами воюем против русских, но, когда война закончится, как бы она ни закончилась, мы вырежем всех вахабистов,"
Целесообразно поддерживать влияние адатов на устройство жизни чеченских кланов /тейпов/, одобрять благородство адатов, несмотря на их иногда кажущуюся "дикость" и жестокость. Особенно следует поддерживать этническую склонность чеченцев к обучению и просвещению.

6. Режим Дудаева ликвидировал в Чечне системы просвещения и образования, Современная чеченская молодежь не знает русского языка и владеет лишь бытовым, разговорным чеченским языком. Это молодое поколение чеченцев воспитано войной в ненависти к русским и умеет только воевать. Вместе с тем у чеченских юношей и подростков нарастает /пока еще скрытые/ негативизм и агрессивность к старшему поколению, воспитанному в приобщенности к русской культуре с отличным знанием русского языка.

Приобщение молодого поколения чеченцев к мирной жизни будет самым трудным делом при установлении правопорядка в Чечне, Нужно срочно восстановить там систему школьного образования. Кроме того, для перевоспитания юношей следует использовать профобучение в специально создаваемых интернатах.

7. Чеченский этнос до сих пор сохраняет уникальные, реликтовые ментальность и социально-родовое устройство, свойственные, так называемым, "военно-демократическим" сообществам /уничтоженным сообществами с "иерархическим" устройством/.

Потому чеченцы никогда фактически не признавали никакой административной власти, лишь номинально подчинялись военной силе. Чеченцы с пренебрежением относились к лидированию Дудаева, не признавали и не признают квазилегитимно выбранного президентом Чечни Масхадова.

Каждый чеченский "полевой командир" отвергает превосходство кого-либо из других "полевых командиров", подчиняясь только силе. К личностям, получившим публичную известность на Западе и в СМИ, таким, как Басаев, Радуев, Хаттаб, большинство чеченцев испытывают смешанное чувство восхищения, зависти и пренебрежения.

В связи с этим:

а/ чеченский этнос мало способен к мирному самоуправлению;
б/ сейчас в Чечне почти невозможно вести о кем-либо переговоры о ее административном статусе и устройстве;
в/ в Чечне возможно российское генерал-губернаторство с постоянным пребыванием войск;
г/ целесообразно способствовать формированию чеченской элиты /культурной, политической, религиозной и военной/, адекватной современным геополитическим условиям, с участием российской чеченской диаспоры.

6. Психологический настрой российских войск во время 2-й чеченской войны отличается от настроя времен 1-й чеченской войны.

А/. Реализуется большая уверенность в том, что "верхи не предадут" не будут вооружать чеченских боевиков российским оружием, не остановят войну, отдав "победу" чеченцам, как это было в 1-й чеченской войне. Благодаря этой уверенности актуализируются сложные психологические феномены, в динамике которых конкурируют стремление к победе и страх смерти,

Б/. Создание единого командования военными группировками обусловило уменьшение антагонизма между войсковыми частями разной принадлежности /армейскими, ВВ, ОМОНа, СОБРа, ФСБ и др. Благодаря этому в войсках усиливается боевое взаимодействие; при этом укрепляются чувство "братской сплоченности", "чувство локтя", снижающие негативные проявления военного стресса.

В/. Информационная поддержка со стороны российских СМИ ориентирует армию и население России на победное завершение чеченской кампании с переговорным процессом либо без него. Это укрепляет у российских военных в Чечне чувства самоуважения, уверенности в себе, восстанавливает "чувство Родины" - представление о сильной и самостоятельной России, за которую надо сражаться.

Психологическая результирующая факторов А,Б,В трансформирует негативные проявления боевого психологического стресса в его конструктивные формы, в частности, с проявлениями героизма.

Для более массового его проявления целесообразно:

а/ широко публиковать с помощью СМИ списки всех награжденных участников кавказской кампании;
б/ учредить для награждения всех участников Крест "За участие в освобождении Северного Кавказа от бандформирований" /по аналогии с войной на Кавказе в ХIХ веке/;
в/ учредить наградные памятные медали за участие в боях по освобождению населенных пунктов на Северном Кавказе “За освобождение Урус-Мартана", "За освобождение Сержень-Юрта" и т.д.;
г/ учредить памятные наградные нашивки на кителя, на шинели или на головные уборы для войсковых частей, подразделений и сводных отрядов, проявивших массовый героизм в боях. Пришивать такие нашивки солдатам и офицерам призванным в эти части, в последующее время. /По аналогии с войной 1812-1813 гг./;
д/ присваивать войсковым частям, подразделения, сводным отрядам и др. почетные названия в честь освобождения населенных пунктов и районов на Северном Кавказе: "Грозненская дивизия", "Аргунская бригада" и т.п.

8. Партизанская война малоэффективна в Чечне. В равнинной ее части нет укрытий в виде лесов. В селах население, боясь антитеррористических акций со стороны российских войск, само будет пресекать действия террористов-партизан, используя сельские отряды самообороны. В горах партизаны могут жить долго. Но блокада гор и боевое использование там исключительно авиации и артиллерии вынудит большинство партизан признать пребывание в горах бесполезным, а значит /согласно чеченским адатам/ малодостойным и, в следствие этого, сменить партизанский терроризм на мирную деятельность - более успешную, результативную, то есть достойную /согласно чеченским адатам/ деятельность.

Потому всем чеченцам, прекращающим боевые акции, должны быть предоставлены все возможности для мирной деятельности, достойной и результативной согласно их этическим оценкам и понятиям.

Террористическая и партизанская деятельность чеченских и прочеченских преступных организаций на территории России и других стран должна, во-первых, публично оцениваться как недостойная с точки зрения адатов, ислама и здравого смысла и, во-вторых, жестоко и профилактически пресекаться.

9. Совет Европы не учитывает, что война в Чечне воспринимается российским общественным мнением как аналог фольклендской войны, победа в которой укрепила национальное самоуважение граждан Великобритании. Победа в Чечне необходима России не только и не столько для своей территориальной целостности, сколько для укрепления представления о своем достоинстве, этнической гордости и о способности выйти из нынешнего кризиса экономического, политического и психологического.

В связи с этим - ошибочные миротворческие усилия Совета Европы понуждают Российские войска к ненужной интенсификации боевых действий в г.Грозном и в горных районах Чечни и, таким образом, значительно увеличивают число неоправданных жертв среди российских войск, чеченских боевиков и мирного населения Чечни.

Сейчас целесообразно:

а/ минимизировать боевые действия, сохраняя блокаду г.Грозного и горных районов Чечни. Доставлять туда необходимый минимум продуктов и медикаментов то есть "законсервировать" чеченскую войну;
б/ доказательно гарантировать амнистию и гуманное отношение к боевикам, прекращающим боевые действия;
в/ значительно улучшить жизнеобеспечение и психологический климат в лагерях беженцев из Чечни;
г/ не жалея сил и средств налаживать и улучшать гражданское, мирное существование населения в районах, отказавшихся от партизанской войны против российских войск.

10. За годы военных конфликтов, особенно из-за 1-й и 2-й чеченских войн, у всех народов Северного Кавказа, а также у кубанского и терского казачества нарастает социально-психологическое стрессовое напряжение с проявлениями ксенофобии, скрытой и явной агрессивности и склонность к сепаратизму как способу укрепления личной и своей национальной безопасности. Это надо учитывать для предотвращения "кавказских войн" в будущем.

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer