Откровение Леонида Китаева-Смыка об издании его монографии "Психология стресса" в 1983 г.

Автор: Китаев-Смык Л. А.

Монография "Психология стресса" по плану издательства "Наука" должна была не превышать 17 авторских листов (а.л.). Однако она понравилась редакторам "Науки", и они не мешали (помогали!) мне "засовывать" в рукопись все новые и новые фрагменты. Из-за этого книга (издания 1983 г.) похожа на "слоеный пирог".

Книга возросла до 25,5 а.л. Несколько страниц вырвали (буквально) из готовой верстки, чтобы она не превышала 25 а.л. Из академического начальства "тайно" способствовала расширенному изданию моей монографии Е.В. Шорохова.

Но заголовки (названия) всех вставок мне рекомендовали выбросить ("чтобы не дразнить гусей"). Многие подзаголовки, которые были в первичном варианте рукописи также были выброшены, особенно в третьей главе.

И еще – были сокращены "резюме" к главам и само слово – "Резюме" не упоминалось. А резюмирующие абзацы в подразделах все были выброшены полностью: "Чтобы Вас не тянули за язык рецензенты и цензоры", – так мне пояснили. Из-за этого разные по тематике фрагменты идут сплошным текстом.

Зачем же все это делалось? Чтобы не привлекать внимания неведомых мне рецензентов и цензоров к новациям, которые были в книге. Еще мне было рекомендовано новое "усушить", т.е. писать так, чтобы рецензенты засыпали (буквально). Сейчас тогдашнее новое стало азбучными истинами.

Частично восстановленный текст "Психологии стресса" с целостным предисловием и полным оглавлением удалось издать в Польше, переправив дипломатической почтой посольства Польской Республики, за что ему (и конкретным людям) моя сердечная благодарность. Ниже – полный текст Предисловия и полный текст Оглавления моей монографии "Психология стресса", изданной в Лодзи.

 

Полное предисловие к польскому изданию (впервые на русском языке)

 

Leonid A. Kitajew-Smyk
PSYCHOLOGIA STRESU
Lodz. OSSOLINEUM, 1989.

Леонид А. Китаев-Смык
ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА
Лодзь. Польша, издательство "Осселинеум", 1989 г.

К польскому читателю (предисловие). (Перевод с польского).

В этой книге иной читатель не найдет того, ради чего, возможно, он раскрыл ее, в ней нет описания конкретных методов предотвращения стресса. Однако знакомство с анализом причин и закономерностей стресса, с его последствиями, изложенными в книге, позволит читателю увидеть способы уменьшения неблагоприятных влияний критических ситуаций и, может быть, поможет найти полезные последствия этих ситуаций. “Нет худа без добра” - говорит пословица. При стрессе нужно не только пересилить “худое”, но не потерять “доброе”.

Автор верит, что у читателя проблемы, связанные со стрессом, в чем-то, а может быть во многом уникальны. Конкретные рекомендации специалистов по стрессу могут подвести читателя близко к решению его проблем стресса. Но повседневное их решение сможет осуществлять только сам человек, знающий свои проблемы “нутром” и возвысившийся над ними, в частности, путем их осмысления. Иными словами, проблемы стресса человек может решать сам более успешно, если он имеет знания и силы взглянуть на свои проблемы и “из себя”, и “на себя”.

Эта книга написана, чтобы пополнить знания о стрессе специалистов в разных областях (медиков и психологов, философов и духовенства, инженеров и чиновников и т.п.) или хотя бы, чтобы укрепить их в этих знаниях.

Содержание книги – онаученные отголоски двух десятилетий исследований стресса автором в разных экспериментальных и жизненных ситуациях. Исследования были начаты при подготовке космических полетов и должны были решить ряд практических задач. В ходе экспериментов стали выкристаллизовываться обобщающие выводы. Читатель найдет их часто не отделенными ни от логики экспериментальных поисков, ни от духа времени их проведения. В чем он – этот дух?

В том, что перед исследователями космического стресса были неизученные опасности. Такой предмет исследования рождал самоотверженность исследователей, которая ими таковой не осознавалась, будучи обыденной, она, вместе с тем, давала полноту и цельность самореализации исследователя. Риск здоровьем (многие опыты мы делали на себе) воспринимался экспериментаторами не самопожертвованием, а игрой, где выигрыш истина.

Проникновение в новую область знаний (космический стресс был такой областью) открывает простор исследовательской инициативе, право на парадоксальность научных подходов и решений. Нетривиальное казалось тогда естественным. Рутинеры еще не проявлялись. Им не на что было опереться в стремлении все усреднить, еще не накопились рутинные знания, не с чем было уравнивать взлеты научных фантазий.

Первооткрывателям космического стресса помогало то, что пагубное действие засекречивания их работы спецслужбами еще не начало сказываться. “Секретность” защищала маленькие группы энтузиастов-исследователей от мух, летящих на мед славы. Славой еще не пахло. Это позднее под покровом “секретности” произрастает научная рутина, аккумулирующая “научную” посредственность, вытесняющую дух научного поиска.

В совместной самоотдаче рождалась дружба. Она - главное, что позволило получить экспериментальные данные, вошедшие в эту книгу. Множество добровольных помощников: летчиков, инженеров, медиков, физиологов, психологов и др. делали возможными комплексные исследования стресса. Главный соавтор исследований стресса “проваливания в бездну” невесомости - Е.Т. Березкин, исследований стресса “укручивания” - Р.Р. Галле, стресса бессонницы - Л.Г. Дикая, стресса штормовых плаваний – В.А. Чурсинов. Книга имеет своего героя, упоминаемого в нескольких главах. Это испытуемый Ко-в, В.А. Корсаков. Он не только много лет участвует “подопытным” в разнообразных исследованиях стресса и тем позволяет сопоставлять влияние различных экстремальных для людей факторов на здоровье, самочувствие, работоспособность, общительность. Владимир Александрович прозорливый инициатор и талантливый организатор таких исследований. Многие из них не состоялись бы без умной настойчивости и самоотверженности этого скромного человека.

В разных главах книги автор рассматривает связанные со стрессом проблемы, принадлежащие к различным областям знаний (разным научным дисциплинам): психологии, физиологии, медицине, социологии, проксимике, организации труда и др. Широта подходов необходима для понимания и успешного решения проблем, обусловленных стрессом. Вместе с тем такая широта не могла не нанести ущерба глубине разнодисциплинарных проработок этих проблем.

Использование неодинаковых методологических подходов к анализу разнодисциплинарных научных материалов делает для разных профессионалов одни главы книги как бы более, другие - менее “своими”, т.е. более или менее полезными и удобными для чтения.

Следует учитывать и то, что эта книга (в русском издании) “пролезла как верблюд через игольное ушко” сквозь системы контроля, характерного для эпохи, называемой сейчас эпохой застоя. “Верблюд” несет на себе деформации от такого “игольного ушка”. Это и недосказанности, и кажущаяся сейчас наивной завуалированная подача фактов, представлявшихся “крамольными” ученым-догматикам. Не всегда такое “потаенное” в страницах книги сможет легко пробиться к сознанию читателя, не варившегося в котле научной жизни в “эпоху застоя”.

Ниже читателю предлагается краткий путеводитель по книге. Он нужен, так как, по мнению автора, книгу далеко не каждому следует читать подряд. Целесообразно подобрать свой оптимальный алгоритм ее прочтения.

Первую главу можно рассматривать как вводную. Изложив в ее начале известные положения концепции стресса, автор не только демонстрирует приверженность к ней, но и свое уважение ее создателю, великому ученому Гансу Селье. Его главная заслуга в том, что принцип релятивизма был использован в медицине, а затем и в других науках о человеке. Г. Селье предложил этот принцип как основание для обобщающего взгляда на огромное количество фактов, накопленных к нашему времени этими науками. В книге прослежены истоки концепции стресса и направления научных исследований, использующих методологические построения этой концепции.

В первой главе показаны не только успехи, достигнутые под флагом концепции стресса, но и границы ее применения, и то, как трансформируется понятие “стресс” в современный науке и практике. Это понятие используется и в обыденной жизни, и в литературе по разным, подчас мало взаимосвязанным научным направлениям. Возникло разночтение указанного понятия. В связи с этим в первой главе рассмотрены разные интерпретации понятия “стресс”. Приведена сводка основных психологических исследований стресса. Среди них выделились как ведущие: изучение деятельности в экстремальных условиях, анализ личностных особенностей в критических ситуациях и разработка психологических методов предотвращения и купирования неблагоприятных проявлений адаптации к экстремальным воздействиям.

Использование человека в качестве “подопытного кролика” при изучении у него стресса ставит перед учеными вопрос о моральности таких исследований. Гуманистические принципы изучения стресса, сформировавшиеся у автора книги на протяжении многих лет участия в экспериментах в экстремальных условиях представлены на суд читателю. Такие эксперименты должны базироваться на специальных методологических принципах, которые до настоящего времени не разработаны в должной мере. Отход от них может лишить исследования стресса корректной содержательности. Методологические принципы, ставшие очевидными автору в ходе проводимых им исследований также изложены в первой главе.

Долгое время считались “загадочными” строессогенные действия невесомости и кориолиссовой силы. На примере психологического анализа этих экстремальных факторов показаны структура и динамика воздействий, вызывающих стресс.

Изучение его при длительных субъективно предельно переносимых воздействиях показало, что синдром стресса может развиваться волнообразна. При этом “волны” стрессовых проявлений имеют различное “содержание”. Увидеть это разнообразие можно при комплексном исследовании, т.е. с использованием методов принадлежащих разным научным дисциплинам. В наших многосуточных экспериментах за первой “волной” изменения эмоций шла вторая “волна” вегетативных (неподвластных сознанию) часто болезненных проявлений стресса. Далее следовали “волны” изменения интеллектуальных процессов и трансформации взаимоотношений между людьми. Все эти “волны” фактически - субсиндромы стресса (назвать их “субсиндромами” подсказал А.Н. Лебедев после просмотра рукописи этой книги, за что автор ему признателен). Волнообразная смена стратегий деятельности при обучении описывалась неоднократно.

Последующие главы: 2-5 посвящены описанию указанных четырех субсиндромов стресса. Заметим, что в других, чем у нас, экстремальных ситуациях, при иной научной оснащенности могут быть обнаружены другие субсиндромы стресса.

В начале глав со 2-й и по 5-ю изложены общие закономерности состава и динамики субсиндрома, которому посвящена данная глава. Затем в главе описаны частные проявления данного субсиндрома, но не все (изложить широкий круг частных проявлений стресса не позволил ограниченный объем книги), а лишь некоторые из изученных автором, либо хорошо иллюстрирующие его гипотезы, либо наиболее важные читателю.

Эмоциональное поведение при стрессе, которому посвящена вторая глава, наиболее ярко, как бы в “стерильном” виде, проявляется при интенсивных экстремальных воздействиях, первоначально не имеющих смыслового содержания и действующих рефлекторно.

Такими воздействиями, вызывающими врожденное чувство страха, являются падение и громкий звук [236]. Поэтому общие закономерности эмоционально-поведенческого субсиндрома стресса излагаются с использованием данных, полученных при своего рода “гигантском падении”, которым оказывается невесомость для многих людей. Во второй главе представлены результаты уникальных обследовании во время невесомости большого числа людей, совершенно не подготовленных к ней. Полученные данные позволили увидеть самые общие закономерности не только стресса невесомости, но и “стресса жизни”. Такие массовые эксперименты с “простыми” людьми в дальнейшем не повторялись. Видимо, они вновь станут возможны при пассажирских космических перевозках.

Стресс при другом виде воздействия, вызывающего врожденное чувства страха, при громком звуке также описан во второй главе. Исследования акустического стресса “ударного” типа во многом дополнили изученные в невесомости общие, системные закономерности стресса. Особенности примененных нами звуковых воздействии позволили увидеть то, как эмоциональный стресс может трансформироваться в патопсихологические состояния, являющиеся преддверием некоторых психических “болезней стресса”.

Стрессовые изменения поведения могут быть не заметными и не проявляться в агрессивности, в бегстве или в пассивном “уходе” от неприятностей. Но и при кажущемся спокойствии у человека при стрессе изменяются движения: их сила, скорость, координированность. Это может влиять на работоспособность, особенно, когда человек должен выполнять тонкие движения, ответственные действия. Изменения рабочих движений при стрессе описаны во второй главе.

Важным для организации психологической профилактики стресса является понимание того, что не только активное поведение может быть полезно для здоровья и сохранения человеческого облика в трудных, критических ситуациях. Если экстремальные обстоятельства делают активное поведение невозможным или даже губительным для человека, тогда необходимо пассивное стрессовое поведение. При этом целесообразно сохранение способности восстанавливать в нужный момент свою активность, боевитость, сохранение веры и надежды на вызволение от невзгод жизни, на успешное преодоление стрессогенных воздействий.

В третьей главе особое внимание уделено механизмам возникновения соматических (телесных) болезней стресса, которые могут возникать при длительном, безуспешном преодолении экстремальных факторов.

Хотя базовые исследования длительного стресса проводились на "Наземном имитаторе межпланетного корабля”, автор старался в этой книге отойти от космической фабулы, обратив внимание на проблемы нарушения здоровья, сходные при космическом стрессе и при наших земных неприятностях.

До последнего времени было не ясно почему люди типа А, – по классификации Фридмана и Розенмана, - умирают от сердечно-сосудистых болезней стресса значительно чаще, чем люди типа В. На страницах данной книги высказана гипотеза о том, что в основе этой жестокой (не только для людей типа А) закономерности лежит “социально-биологический атавизм”, унаследованный нами от животных предков. Предложенная гипотеза, надеемся, позволит не только понять причины болезней стресса, на и восстановить выработанные в тысячелетиях народные традиции, предотвращавшие раньше эти “атавистические” болезни, сейчас “эпидемически” распространяющиеся в странах с новой индустриальной цивилизацией.

В последние три десятилетия медицинские науки стали много внимания обращать на “предболезнь” – состояние пограничное между здоровьем и болезнью. Многолетнее изучение болезней стресса привело автора к предположению о существовании “болезневидных состояний”, которые субъективно могут быть очень неприятными и переживаются как начавшаяся болезнь, но таковой не являются. При исчезновении экстремального воздействия “болезневидное состояние” исчезает практически без последствий, если не считать иногда усиления, а подчас ослабления адаптационных возможностей организма противостоять подобным воздействиям. Характерным примером “болезнвидного состояния” с преобладанием соматических дисфункций является так называемая “болезнь укачивания” (морская, воздушная, спутниковая “болезнь”, кинетоз и т.д.). Проблемы, связанные с этим состоянием подробно обсуждаются в третьей главе. Описывается новый подход к пониманию механизмов и методов профилактики этого состояния, крайне неприятного для многих тысяч пассажиров морского, воздушного, автобусного транспорта.

“Болезневидными состояниями” с преобладанием психических симптомов могут быть некоторые неврозы. Смешанные болезневидные симптомы (психические и соматические) проявляются при, так называемых, “психо-соматических заболеваниях”, которые часто не болезнь, а лишь трагическое для человека “болезневидное состояние” в которое он, не осознавая того, уходит от неодолимых и нетерпимых жизненных невзгод.

Четвертая глава посвящена изменениям интеллектуальных способностей человека при стрессе. В критических ситуациях они могут либо ухудшаться, либо, напротив, улучшаться. В экстремальных условиях могут возникать психологические феномены, не встречающиеся при спокойной жизни. Такие, как иллюзии восприятия или, напротив, повышение его точности, затуманивание сознания или, в других случаях, инсайтное “озарение” и т.д.

При стрессе улучшение одних интеллектуальных функций может как бы переслаиваться с ухудшением других. Такой “слоеный пирог” изменений умственных способностей очень сложно влияет на работоспособность и эффективность деятельности в критических ситуациях. Примеры стрессовых изменений восприятия, памяти, способности ориентироваться в пространстве, изменений операторской деятельности представлены в четвертой главе.

В конце ее предпринята попытка проанализировать то, как эмоциональные, часто подсознательные, “движения души” влияют на возникновение у людей при стрессе мыслей, побуждений, поступков. При этом критически анализируется экзистенциальное предположение, что “ужас смерти” лежит в основе большинства человеческих суждений и действий в критических ситуациях. Этот анализ позволил автору расширит указанное предположение и описать четыре типа “страха смерти”.

Пятая глава начинается кратким обзором социально-психологических исследований стресса. Представлена общая структура динамики общения людей, попавших в экстремальную ситуацию. Если им не удается снизить внешнюю экстремальность и сама она не снижается, то в группе может либо за счет коллективистских действий ее членов формироваться и укрепляться внутренняя самоорганизация, помогающая противостоять экстремальным влияниям среды, либо группа распадается, чтобы реализовались индивидуалистические способы “спасения” от стресса. В большинстве случаев второй вариант – менее эффективен. Показаны условия для активизации и консолидации группы в стрессогенной ситуации.

Далее в пятой главе кратко изложены современные научные данные о влиянии, наряду социальной, предметной среды на течение стресса (результаты проксимических исследований). Описаны опыты с “вторжением призрака” в “личное пространство” человека. Показано, что необходимы внешние условия, но, главное, собственные волевые усилия членов группы, чтобы их совместное пребывание в стрессогенной обстановке порождало “воодушевляющую сплоченность”, а не “озлобляющую скученность”.

Шестая глава - как бы приложение к предыдущим главам. Приведенные в ней данные подтверждают, что в основе многих проявляющихся при стрессе типологических различий людей лежат закономерности, сформировавшиеся в ходе биологической эволюции.

Какой главный недостаток этой книги по мнению ее автора? Разнокалиберность представленных сведений. В ней изложены разнообразные данные, полученные на протяжении многих лет в экспериментах с участием автора. Книга не является стройным обзором литературы. Изучение проблемы стресса далеко от завершения. Это также явилось причиной того, что представленные в книги материалы не ранжированы по их значимости для решения этой проблемы.

Какое главное достоинство видит в этой книге ее автор? Разносторонний подход к пониманию стресса. При этом особое внимание обращалось на то, что экстремальные ситуации, возникающие в жизни и моделируемые в экспериментах, могут оказывать на человека не только неблагоприятные влияния. Такие ситуации могут пробуждать в людях потенциальные возможности, незаметные в обычных, не стрессогенных условиях. Автор полагает, что главные из них: интеллектуально-творческий потенциал (с условием, что он не устремлен против самого себя, т.е. не стал безумен), потенциал нравственности. В критических условиях он проявляется и проверяется. Потому что нравственность – это не только раскрытие потенциала жизнеутверждения личности, но и система запретов, “очеловечивающих” личность и общество. Напомним, что, Л.Н. Толстой видел три вида нравственности:

- нравственность то, что служит на пользу моему "я". Это – нравственность дикости;

- нравственность то, что служит на пользу тому кругу, который есть мой. Это – нравственность варварства;

- нравственность то, что служит на пользу всему человечеству. Это – нравственность общечеловеческая.

При стрессе становится очевидно, потенциалом какой нравственности богат человек. Но главное, в критической ситуации человек всегда становится перед выбором, с какой из этих трех нравственностей идти дальше.

Оглавление, не прошедшее советскую цензуру в 1983 г.

 

Китаев-Смык Л.А.
ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. М.: Наука, 1983
.

  ВВЕДЕНИЕ 3
1. Стресс – "Общий адаптационный синдром" 5
1.1. Концепция стресса Г.Селье 5
1.1.1. Предпосылки создания и широкого распространения концепции стресса 5
1.1.2. Основное положения концепции Г.Селье и их развитие 10
1.2. Психология и концепция стресса -
1.2.1. Корреляция физиологических и психологических показателей стресса 24
1.2.3. Психологические исследования стресса 28
1.2.4. Концепция рефлекторно-эмоционального стресса 41
1.3. Методолого-методические основания исследований стресса 44
1.3.1. Этические принципы исследований стресса 45
1.3.2. Организационно-методические принципы исследований стресса 46
1.3.3. Экстремальные воздействия и стрессоры 49
1.3.4. "Загадочность" некоторых стрессоров 53
1.4. Резюме ?
2. Эмоционально-поведенческий субсиндром стресса 57
2.1. Общие закономерности эмоционального поведения при стрессе 58
2.1.1. Активное эмоционально-поведенческое реагирование при стрессе 58
2.1.2. Микроструктура эмоционально-поведенческой активности при стрессе 59
2.1.3. Пассивнее эмоционально-поведенческое реагирование при стрессе 62
2.1.4. Активность или пассивность? 69
2.1.5. Феномен активной гуманизации 74
2.2. Эмоции и поведение людей при кратковременном гравитационном стрессе /при невесомости в полетах по параболе/ 76
2.2.1. Классификация реакций в невесомости 76
2.2.2. Поведение людей при кратковременной невесомости 77
2.2.3. Женщины в невесомости 84
2.3. Казуистические проявления эмоций при стрессе 84
2.3.1. "Расщепление" эмоций в невесомости 84
2.3.2. "Нигилирование"/"выгорание"/эмоциональных проявлений 86
2.4. Рабочие движения при гравитационном стрессе 87
2.4.1. Авиаторы в невесомости 87
2.4.2. Психологические различия индивидуальных различий при невесомости в авиационном и в космическом полетах 88
2.4.3. Об органах управления полетом 89
2.4.4. Скорость движений 90
2.4.5. Координация движений 92
2.4.6. Сила движений 105
2.4.7. Сенсомоторные реакции при воздействии на человека кратковременных линейных ускорений 108
2.4.8. Рекомендации для конструирования тестера-тренажера для сохранения навыков ручного управления скоростным /космическим/ транспортом 118?
2.5. Эмоции и поведение людей при кратковременном акустическом стрессе 114
2.5.1. Акустический "ударный" стресс 114
2.5.2. Психологические аспекты акустического стресса 124
2.5.3. Психофизиологические аспекты акустического стресса 128
2.5.4. Медико-психологические аспекты акустического стресса 130
2.5.5. Физиологические аспекты акустического стресса 138
2.6. Резюме 138
3. Вегетативный субсиндром стресса /предпосылки соматических болезней стресса/ 140
3.1. Общие закономерности усиления превентивно-защитной вегетативной активности при стрессе 130
3.1.1. Превентивно-защитные физиологические стрессовые реакции - предшественники соматических болезней стресса 144
3.1.2. Музыка и стресс 146
3.1.3. Динамика стресса 148
3.1.4. Тотальные и локальные стрессовые физиологические реакции 150
3.1.5. Почему люди типа А чаще умирают при стрессе, чем люди типа В 153
3.1.6. Культурно-континентальные различия смертности от болезней стресса 156
3.1.7. Основные принципы борьбы с болезнями стресса 157
3.2. О "субъективной вероятности", "субъективной невозможности" и "субъективной экстремальности" изменений среды 159
3.3. Вегетативные реакции при кратковременном гравиинерционном стрессе 164
3.4. Вегетативные реакции при длительном гравиинерционном стрессе 172
3.4.1. Значимость проблемы кинетоза 174
3.4.2. Лабиринтологические концепции кинетоза 177
3.4.3. Гемоциркулярная концепция кинетоза 178
3.4.4. Пищеварительная система при кинетозе 180
3.5. Системные подход к решению проблемы кинетоза 184
3.5.1. Взгляд на"сенсорный конфликт" как на основную причину кинетоза 184
3.5.2. Иерархия информационно-концептуальных конфликтов, порождающих кинетоз 187
3.5.3. Концептуальные модели развития кинетоза 191
3.5.4. Кинетоз как "болезневидное состояние" 199
3.6. Резюме ?
4. Когнитивный субсиндром стресса 202
4.1. Общие закономерности изменения познавательных процессов при стрессе 202
4.1.1. Эмоциональность мышления при стрессе 203
4.1.2. Активизация мышления при стрессе 204
4.2. Изменения зрительного восприятия при кратковременном гравиинерционном стрессе 223
4.2.1. Зрительные иллюзии при кратковременном гравиинерционнном стрессе 223
4.2.2. "Взаимная экспансия" сознания и подсознания при беспрецидентных экстремальных состояниях 233
4.3. Пространственная ориентация человека при длительном гравиинерционном стрессе /при укачивании во время плавания/ 234
4.4. Особенности памяти при длительном стрессе 246
4.5. Влияние эмоционального стресса на сознание и на поведение 250
4.5.1. Осознание и запоминание при стрессе 250
4.5.2. Использование микроструктуры эмоционального стресса для регулирования усвоения информации  
4.5.3. Эмоциональная информация и вербальные реакции 252
4.6. Отражение в сознании эмоциональных факторов 253
4.3.1. Критика концепции "ужаса смерти" 253
4.6.1. Четыре вида страха смерти 26?
4.6.2. Дистресс как механизм популяционной селекции 267
4.6.3. О смелости 269
4.7. Резюме 270
5. Общение при стрессе /социально-психологический субсиндром стресса 272
5.1. Социально-психологические исследования стресса 272
5.2. Общая структура изменений общения в экстремальных условиях 280
5.2.1. Личность при добровольном и престижном пребывании в экстремальных условиях 281
5.2.2. Неверное начало общения 287
5.3.3. Пять условий активизации стрессовой ситуация и пять других условий ее ликвидации 293
5.3. Проксимические переменные при стрессе 297
5.4. Стресс при неожиданном "вторжении" в личное пространство 305
5.5. "Межличностная территория" при хроническом дистрессе 307
5.5.1. Эксперимент в имитаторе межпланетного корабля 303
5.5.2. Зоны индивидуального, семейного, кланового пространства 313
5.5.3. Дистресс скученности и эустресс сплоченности 314
5.5.4. "Вторжение" на межличностную территорию при дистрессе 315
5.5.5. "Совместимость" членов изолированной группы 320
5.6. Резюме ?
6. Генетические и эволюционные предпосылки индивидуальных различий стресса 324
6.1. О роли генотипа в организации поведения при стрессе 324
6.2. Поведение при стрессе в эвалюционном аспекте 334
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 340
  ЛИТЕРАТУРА 341

 

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer