Атака смелости и «влечение к смерти» машиниста Амо?

Автор: Китаев-Смык Л. А.

Вернёмся к «тайнам сознания» людей, «нуждающихся в опасности». В дни написания этого текста в Испании недалеко от города Саньтяго-де-Компостело 24 июля 2013 года произошла железнодорожная катастрофа. В 20:41 по местному времени на крутом повороте машинист поезда превысил скорость и все 13 вагонов, кувыркаясь, сошли с рельсов. «В результате катастрофы погибли 80 человек, 178 получили ранения и травмы» [Интернет ресурс.Газета Pais]. «Машинист разбившегося в Испании поезда Франциско Хосе Гарсон Амо подтвердил, что слишком поздно стал тормозить на крутом повороте…. Сразу после катастрофы он проинформировал диспетчеров, что вёл состав с сильным превышением скорости – 190 км/ч. вместо положенных на этом участке 80 км/ч. Так же стало известно, что Амо размещал в социальной сети Facebook фотографии спидометра, указывающие на то, что поезд шёл со скоростью 200 км/ч. Как уточняет Корреспондент, это произошло в марте прошлого года. Один из друзей машиниста оставил комментарий с просьбой притормозить, на что Амо ответил, что ещё не превысил лимит. Машинисту говорили, что может потерять лицензию, если национальная гвардия заметит нарушение, но он не воспринял это в серьёз: “Представьте, какой это кайф: проехать мимо национальной гвардии так, что их радары выйдут из строя. Ха-ха, штраф для RENFEN (железнодорожная компания) будет огромным”»[там же].

Для хоть немного достоверного понимания и психологического (а может быть психиатрического) объяснения поступка, гибельного для десятков людей нужно не только знать подробности катастрофы, но и познакомиться с анамнезом машиниста (его прошлым, конечно же, полным невзгод, поражений и побед). И всё же гибельная для многих несуразность проступка машиниста и, мягко говоря, странное его отношение к своему делинквентному (почти преступному) поведению и в прошлом, позволяет подумать о том, что же твориться в душах людей, в их сознании (над-, под-, сверх сознании), дико играющих со Смертью.

Первая психологическая мотивация, о которой можно подумать, это любовь к скорости проносящегося за окнами локомотива пространства. Страстное удовольствие от, будто бы, овладения, присвоения себе проносящихся мимо домов, людей, полей, знаков, запрещающих сверхбыструю езду, конечно же, будоражит душу. Возможно, это атавистическая радостьунаследованная некоторыми из нас от конных орд некогда проносящихся над покорёнными землями.

К такому архитипичному переживанию злосчастного машиниста, судя по его словам, присоединялось мелкое, личное удовольствие от «победы» над национальными гвардейцами с их хитроумной техникой, не только ограничивающей, но и удостоверяющей «героизм» сверхскоростной езды машиниста Амо.

Но ведь такая скорость – это смерть! И профессионал, опытный машинист, имевший сертификат, не мог этого не знать. Куда и чем вытиснились эти его знания, вбитые ему обучением и многолетним опытом? С позиции психоанализа надо предположить, что игра со Смертью, захватившая Амо, это постоянно дремлющее, но вдруг пробудившееся влечение к ней. Это «тренд танатоса». Такие случаи хорошо известны и странно, что эта, конечно же, психопатология не была диагностирована у Франциско Хосе Гарсона Амо при проф отборе.

Состояние машиниста Амо, своевременно не снизившего скорость поезда (это бывало с ним и раньше!) можно расценивать, как «атаку смелости с влечением к смерти».

Ещё один психологический аспект, конечно же, обсудят специалисты при анализе причин катастрофы: каково было отношение Амо к вверенным ему пассажирам поезда, к их судьбам, к их предстоящей смерти. Возможно, пассажиры-заложники увеличивали где-то в тёмных недрах сознания Амо образ, влекущей его Смерти. Большое количество пассажиров делало более чудовищной грандиозность Смерти и, может быть, опять же где-то в подсознании Амо пассажиры бредово наделялись им его собственным влечением к Смерти (либо сладкой надеждой на несбыточную Победу над ней), то есть пассажиры в подсознании машиниста делались мнимыми его соучастниками.

Более чем странно, что в ходе медицинских и психологических экспертных обследований, которые, конечно же, неоднократно проходил машинист Амо, чтобы подтвердить право на сертификат машиниста, не были выявлены его психопатологические наклонности. В нашей стране методы определения психологической неадекватности машиниста разрабатывались в лаборатории профотбора (зав. Л.С. Нарсесян) в ВНИИ железнодорожной гигиены.

 

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer